Группа № 9

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ

Здравствуйте, уважаемые родители! Выставляю вам подробный материал по данной теме. Внимательно прочитайте и проанализируйте материал для себя. Чтобы требования к ребёнку были адекватными, необходимо знать возрастные особенности ребёнка.

Анатомо – физиологические особенности

Возраст 5 – 6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребёнок может вырасти на 7 -10 см. Но всё – таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребёнка пяти лет составляет около 106,0 – 107,0 см, а масса тела 17,0 – 18.0кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200г, а рост – 0,5 см.

Развитие опорно – двигательной системы

Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причём у разных костей фазы развития неодинаковы.

Сращение частей решётчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчиваются. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться (объём и окружность головы ребёнка к шести годам примерно 50 см). Не заканчивается и окостенение носовой перегородки. Даже самые лёгкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам.

Позвоночный столб ребёнка пяти – шести лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. К шести годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия.

Органы дыхания

Размеры и строение дыхательных путей ребёнка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушение температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Также важна организация двигательной активности детей. При её недостаточности количество заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%).

Сердечно – сосудистая система

К пяти годам ребёнка по сравнению с периодом новорождённости размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребёнка пуль его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести – семи годам составляет 92 -95 ударов в минуту.

Развитие высшей нервной деятельности

Характеризуется ускоренным формированием ряда морфо – физиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребёнка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоёв (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно – следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др.

Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны выделять признаки, объединяющие разные группы, например, могут осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что все они сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Всё это создаёт возможность усвоения дошкольниками систематизированных знаний.

Развитие личности

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребёнка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке.

Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребёнка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребёнка предметов, а овладение собственным поведением.

Существенно меняется представления ребёнка о себе, его образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребёнка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребёнка начинают появляться представления не только о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и не желательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я – реального – тех качеств, которые, по мнению ребёнка, у него имеются, появляется и Я – потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые хотелось бы ребёнку у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится ещё в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребёнок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого – нибудь из знакомых людей. Ребёнок может воображать себя этим персонажем, - не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества.

Появление Я – потенциального, или Я – идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребёнка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

Развитие психических процессов

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребёнка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Восприятие

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Дети называют и различают не только основные цвета и оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию и убыванию – до десяти различных предметов.

Внимание

Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объём внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года 6-7 объектов.

Память

В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребёнок способен при помощи образно – зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объём слуховой вербальной памяти 5-6 слов.

Мышление

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно – логического мышления.

Воображение

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребёнка проявляется в игре, где он действует очень увлечённо.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обуславливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работе по его активации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Речь

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно - ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 38 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

Яндекс.Погода

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.