Группа № 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Здравствуй, уважаемые родители! Выставляю вам подробный материал по данной теме. Внимательно прочитайте и проанализируйте материал для себя. Чтобы требования к ребёнку были адекватными, необходимо знать возрастные особенности ребёнка.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Темп физического развития ребёнка с 4-го по 6-ой год жизни примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см, в массе тела – 1.5 – 2 кг. Рост четырёхлетних мальчиков – 100.3 см. К пяти годам он почти увеличивается на 7.0 см. Средний рост девочек четырёх лет – 99.7 см, пяти лет – 106.1 см. Масса тела в группах мальчиков и девочек равна соответственно в 4 года15.9 и 15.4 кг, а в пять лет – 17.8 и 17.5 кг.

ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребёнка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста. Скелет ребёнка – дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения ещё не закончен.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Потребность организма ребёнка в кислороде возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит перестройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей 2-3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. К этому же возрасту несколько увеличивается жизненная ёмкость лёгких (в среднем до 900 – 1060 см3), причём у мальчиков она больше, чем у девочек.

СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Абсолютный вес сердца в этом возрасте равен 83.7 г, частота пульса – 99 ударов в минуту, а средний уровень кровяного давления 98/60 мм ртутного столба. Впрочем, наблюдаются большие индивидуальные колебания показателей сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса) в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания – от 19 до29.

РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Первые пять лет жизни - «золотая пора» развития сенсорных способностей детей.

Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да ещё за плохо освещённым столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребёнок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимо выработать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней.

У ребёнка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс.

С ранимостью органа слуха и незавершённостью формирования центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Необходимо приучать детей говорить негромко. Громкий разговор создаёт шум примерно в 70 -75 децибелов. Если жизнь ребёнка протекает постоянно на фоне шума порядка 45 -50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление.

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Центральная нервная система является основным регуляторным механизмом физиологических и психических процессов. К 4-5 годам у ребёнка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной жизнедеятельности.

У детей 4 лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит ещё недостаточно. Воспринимая окружающее, они ориентируются в основном на слова взрослого.

Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью. На пятом году жизни, особенно к концу года механизм сопоставления слов с соответствующими раздражителями первой сигнальной системы совершенствуется, растёт самостоятельность действий, умозаключений.

К пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту следует совершенствовать реакции ребёнка на сигнал: включать настольные игры и игры с правилами.

Сравнительно трудно формируются различные виды условного торможения. Поэтому чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Чтобы способствовать личностному развитию ребёнка 4-5 лет, необходимо учитывать следующее:

1. В этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребёнок создаёт своими руками для игры или в качестве подарка кому – либо.

2. В этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребёнку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребёнок уже способен размышлять, опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребёнок иногда может приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребёнка интерес к

сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьёзное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребёнка.

Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Восприятие.

В этом возрасте ребёнок осваивает приёмы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу ит.п. В процессе познания ребёнок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник, многоугольник); о семи цветах спектра, белом и чёрном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверх, низ); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты); об особых свойствах предметов (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности).

Память

В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребёнок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например, повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребёнку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т.д.).

Очень важно, чтобы ребёнок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для её осуществления.

Объём памяти постепенно возрастает, и ребёнок пятого года жизни более чётко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.

Мышление.

Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Для детей этого возраста характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объёма и величины. Например, если ребёнку предъявить три чёрных кружка их бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Ребёнок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: по цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К пяти годам ребёнок может собрать картинку из четырёх частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение.

Воображение продолжает развиваться. Формируются такие особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речь.

В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи.

Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребёнка на явления природы, на её красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарём. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развёрнутые, то есть с перечислением двух – трёх признаков, с элементами сравнения, объяснения («Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»).

На пятом году жизни ребёнка несколько меняется и морфологический состав высказываний за счёт более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них формируются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов таковы же, как в старших и подготовительных группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24 -25 слов).

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 50 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

Яндекс.Погода

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.