Группа № 2

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рекомендации для родителей

в воспитании детей раннего возраста

Здравствуйте, мои дорогие родители! Сегодня я вам расскажу, как способствовать развитию личности ребёнка в отношения с окружающим миром.

· Главной задачей воспитания на втором году жизни является создание условий для разнообразных действий с предметами.

Общения взрослого с ребёнком носит характер сотрудничества. При этом взрослый выступает как образец новых действий и как главный ценитель успехов малыша. Постепенно отдельные действия соединяются в цепочку, и развивается процессуальная игра. Так малыш катает машинку и завозит её в гараж; играя с куклой, кормит её и укладывает спать. В игре дети воспроизводят простейшие сюжеты и эпизоды из собственной жизни и из жизни взрослых. Освоив отдельные действия, ребёнок, как правило, начинает противиться в помощи взрослого в практических делах. Следует уважительно относится к этим проявлениям самостоятельности ребёнка, поощрять инициативу.

· Также следует поощрять стремление ребёнка подражать действиям взрослого. Если он выражает желание вымыть посуду, можно дать ему небьющеюся тарелку, чашку поставить на стульчик перед раковиной. Показать, как моют щёткой, тряпочкой. Взрослые должны поощрять стремление ребёнка к самообслуживанию: давать возможность самостоятельно одеться, умыться, застегнуть пуговицы или молнию, натянуть рукавицы и т.п.

· Хвалить малыша за успехи. Если у ребёнка что – либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказаться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребёнка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолён. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве с взрослым.

· Оценивая малыша, не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развёрнутой, задавать малышу критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.

Как направлять поведение ребёнка:

· Взрослые, заботящиеся о ребёнке должны стараться удерживать его поведение в определённых рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребёнка помешает его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает всё, что ему заблагорассудится. В другом случае родители убеждены, что маленький ребёнок во всём должен вести себя сознательно, как маленький взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребёнка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны!!! Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

· Реакции родителей помогают детям понять, как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение. Например, «какой молодец, сам убрал игрушки или же мягком порицании, например, «осторожно, так можно сделать больно сестричке». Основным объектом критики должно быть поведение ребёнка, а не он сам.

Как способствовать развития личностной активности

· В совместных действиях и играх с ребёнком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от неё к ребёнку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е. соблюдаться соотношение инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребёнка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать, и др.) не мешайте его целенаправленной деятельности.

· Создайте условия для развития Я ребёнка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнёров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.

· С целью развития представлений ребёнка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребёнком сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем задавая ему возможность выполнять их самостоятельно. Например, организуйте подвижные игры, включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивание, приседания, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.

· Время от времени подводите ребёнка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребёнку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью. Не нужно бояться того, что ребёнок, который с удовольствием рассматривает себя в зеркале, «красуется», вырастит самовлюблённым и избалованным. Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в зеркале нет. А вот взрослые, которые не любят смотреть на себя в зеркало, часто оказываются неуверенными, имеющими заниженное неадекватное представление о себе, низкую самооценку.

· Следует также учить ребёнка узнавать себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку, дедушку, знакомых взрослых и других детей. Особенно интересно для ребёнка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдая за изменениями в своём внешнем облике, физическом «Я».

· Следует принимать во внимание развивающиеся ребёнка чувство собственности. Понимание того, что у него есть своё место за столом, свой уголок для игры, своя кроватка, одежда и т.п., свидетельствует о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определённых вещей. Это не проявления жадности и себялюбия, как иногда интерпретируют такое поведение малыша взрослые. Поэтому следует уважать право ребёнка на собственность и одновременно учить его считаться с аналогичными правами других людей.

· Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры с поло-ролевой принадлежностью, одобряйте,

поощряйте поведение, соответствующее полу ребёнка, создавая условия для формирования половой идентичности. Так, хвалите девочек, когда те выбирают куклы, помогают в домашней работе (стирка, уборка, приготовление обеда и т.п.); одобряйте мальчиков играющих в кубики, машинки, манипулирующих различными предметами, проявляющих физическую активность, подчеркивайте разницу между поведением мальчиков и девочек.

· Поощряйте проявление ребёнком чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите как это лучше сделать (предложить игрушку, обнять и поцеловать). Аналогично развивайте у ребёнка способность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.

· Создавайте условия для формирования конкретной самооценки, поскольку взрослый является главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление конкретной самооценки ребёнка.

· Как я вам ранее уже говорила, похвала, разрешение, положительные оценки, должны преобладать над порицанием, негативными оценками. При правильно организованном общении и взаимодействии оценка взрослого играет важную роль, ориентируя ребёнка относительно достигнутых результатов. Оценивая действия ребёнка, взрослый время от времени может использовать отрицательные оценки конкретного достижения малыша, однако к конкретной оценке неуспеха ребёнка должна быть присоединена положительная оценка его как личности. Например, «Ты ошибся, но я уверена, что если ты постараешься, у тебя получится правильно, потому что ты очень старательный и многое умеешь».

Создайте условия общения со сверстниками

· Для этого у детей, прежде всего, следует формировать положительное отношение к сверстникам. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания другому ребёнку.

Можно организовать совместные игры, учить детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Также нужно стремится помочь детям разрешать конфликты, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очерёдности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, книги, прогулки и пр.).

· Не следует сравнивать ребёнка со сверстниками при оценки его умений, возможностей, достижений. Взрослые, которые часто используют приём сравнения одного малыша с другим, тем самым унижают его достоинство, либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что он умеет, чему еще научится, то есть, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающуюся личность.

· Взрослым следует подчёркивать индивидуальные различия между детьми: одни мальчики любят играть в футбол, а другие – нет; одному ребёнку кажется правильным одно, а другому – другое.

Понимание своего отличия от других, право на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в РАННЕМ ДЕТСТВЕ!!!

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 235 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

Яндекс.Погода

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.